waving Betsy Ross' flag higher
Немного об индейской магии

… В сумерках в долину реки спускается туман, и зверь выходит на охоту. Неслышной тенью крадется он – и глазами его я вижу, этой ночью я – это он, и он – я … Его – мой – нос – ловит тысячи запахов, у него острый слух – и я слышу тысячи звуков, которыми полна ночь. Наша охота началась …
Мой сегодняшний собеседник прерывается, дабы набить трубку новыми листьями, затем неторопливо раскуривает ее. Его смугловатое скуластое лицо расписано ритуальными узорами – как я понял, они разнятся не только в зависимости от повода – для защиты ли, на охоту или на праздник, но и у каждого племени, а то и внутри племени. А то и случается, что шаман, пообщавшись с духами, решит, что для такой-то цели надо вот так нарисовать – значит, так и будет. Но вот взаимодействие с духами у индейцев не всегда протекает просто.
«Что ты хочешь услышать, белый человек? – говорил мне мой собеседник - Есть Великий Небесный Дух, Владыка всего сущего наславший на землю когда-то много воды ... как вы говорите? Потоп? Да. Есть Женщина всех племен, подарившая нам свет дневной. Маниту живут везде, маниту обладают силой, даже саму Смерть могут отогнать – после я расскажу тебе историю про маниту, принявшего облик черного кота, что охранял от Смерти дом того, кто был к нему добр … Но бывают и злые маниту, в реках живут, такие … как это по-вашему? Как змеи, а на голове корона из клыков. Много маниту, все разные, добрые и злые – маниту нашего племени, маниту других племен, ваши вот маниту. Потому надо всегда помнить про обряды. Перед охотой – помолись духам, и после нее, чтобы дух того зверя, которого ты убил во имя пропитания, обрел покой …и всегда, на всякое дело. Так и сам можешь, и духи услышат тебя, а что посложнее – то к шаману. От злых духов защитить, амулет сделать. Хороший шаман зла не сделает. Но бывают плохие, недобрые – то колдуны, они свою силу только для себя используют, а то и во зло людям. Если ты наделен особой силой – то с тебя и спрос большой, и искушение велико, сам, думаю, понимаешь, белый человек. Великий дар – великая цена. Знаешь, как Вендиго появился? Послушай …»
… В давние-давние времена был в одном племени великий воин, самый сильный и отважный. И вот, когда племени угрожала большая опасность, воин, дабы отвести угрозу от своего племени, продал свою душу. Как только угроза миновала, он ушёл в лесную чащу, и с тех пор о нём ничего не слышали. Говорят, там колдовство было замешано, темное, страшное … Вендиго издалека на людей похожи, а вот ближе смотришь – так тело у них прозрачное, очень худые, выше людей, ночью видят и слышат хорошо. И питаются они человеческим мясом. Говорят, что если злой колдун проклянет тебя сильно и особым образом, или же Вендиго укусит или если вкусить человечьего мяса – обратиться тебе в Вендиго, и не знать насыщения в вечном голоде, вечной потребности в человеческой плоти …
«Что ты хочешь знать о колдунах, белый человек? Колдун наделен Силой, как и шаман. Человек является шаманом, если использует свою Силу, чтобы делать добро, и колдуном, если применяет ее во зло. Человек никогда (сам) не признается, что использует Силу во зло. Шаман использует песнопения, а колдун этого не делает, применяя другие обряды, например, применять волосы или части одежды другого человека, часто он использует кости людей и животных. Колдун, как и шаман, может передать Силу другому человеку с ведома и согласия своего духа-покровителя. Очень часто колдунами становились шаманы. Во всех племенах колдуны всегда действовали тайно от других людей. Шаман использует свою Силу для лечения, тогда как колдун делает это, чтобы насылать болезнь, определенные виды безумства и смерть. Колдунами среди всех племен могли быть и мужчины, и женщины. Колдун может сделать так, что всего лишь ты уколешь палец, и с этого начнутся все твои проблемы, или у тебя заболит живот, и боль постепенно станет невыносимой. Колдун может использовать «стрелы» из колючек, палочек, чтобы стрелять в тех, кому хочет навредить… Колдун может наслать зло через медведя, змею или да просто толкнет тебя случайно, произнеся заклятие – и ты проклят. Еще колдун может изготовить яд поганый из
мертвого тела, куски мертвой плоти, истолчет колдун в порошок, а дальше всыпает в нос или в рот своей жертве во время сна или еще как. А жертва потом мучается и чахнет, и тут не каждый шаман ее сможет спасти …»
…Сегодня я волк, глаза и разум волка. А завтра могу принять облик любого зверя, любой птицы, все они подвластны моей воле, моей Силе. И никто не отличит волка в теле волка от меня в его теле. О, я могу все …
«А еще колдун может принимать облик животных разных, управлять животными тоже может. Колдун может читать заклинания против своей жертвы, используя фигурки – из глины или дерева, а еще волос жертвы или вещь какую. А потом идет в лес, роет яму у пораженного молнией дерева, кладет туда желтый камень, а сверху костер, чтобы скрыть следы. И жертва его начинала синеть, сохнуть, и в течение семи суток умирала. Спасти ее мог только другой сильный шаман. Ведь если бы злые колдуны были так всемогущи, мир бы этот, четвертый, уже закончился. Но зло, насылаемое колдуном, может быть против него же и обращено. Сильный шаман во время лечения больного может найти колдуна, и направить насланное им зло обратно - так, лечение есть битва между шаманом и колдуном, незримая глазу, но не менее яростная, чем бой на топорах или клинках».
«Но есть и побезобиднее обряды всякие. Применяют вот Безумное колдовство … Это для удачи в любви, да в торговле, да в азартных играх. Травы особые используют для того. Гадание вот есть, Дурманным называется …».
… Дымок от трубки растворяется в дымке утреннего тумана. Трава блестит от росы в робких первых лучах рассветного солнца.
Говорят, что тьма не может без света, как и свет без тьмы. И вечным будет бой добра и зла за души. И против зверя, покорного злой воле человека – встанет тот, кто готов душу отдать за других, даже зная, какую цену ему предстоит заплатить.
И мне очень хочется верить, что тот воин из легенды про Вендиго, все же нашел свое успокоение.

Джон Лавлейсс.


@темы: [History has its eyes on you]