waving Betsy Ross' flag higher
О Новом Салеме
Многим известна история Салемского процесса над ведьмами, но мало кто задумывается, что название «Салем» является сокращением от «Иерусалим». И, как и его прародитель в Святой Земле, сей малый Иерусалим стал местом действия бурных страстей и исторических событий.
Сегодня, когда исполняется восемьдесят три года со времени окончания суда над салемскими ведьмами, я, прочитав и услышав множество споров и ещё больше мнений о тех событиях, хочу задаться вопросом. Не о том, в чём действительно виновны казнённые или каковы были судьи, а вопросом более фундаментальным: грешно ли само колдовство.
После этих строк, возможно, одни будут возмущены столь кощунственной формулировкой, а другие скажут, что вопрос этот устарел в наш век. Однако не спешите! Разберём дело с самого начала.
Ни один знаток магии не смог прямо ответить мне, из какого источника берутся волшебные силы. Мы точно можем сказать, что это не врождённая способность, не естественное свойство человека, иначе магией владели бы если не многие, то определённое число людей, и это умение было твёрдо и ясно. Это не некая стихия, которую мы можем видеть или ощущать, как огонь либо воздух. И с определённой долей уверенности можно сказать, что магия – это сила, воздействующая на законы природы и изменяющая их. Она способна вызвать наводнение во время отлива, туман среди бела дня или же, как некоторые утверждают, даже поднять мёртвого. То есть это сила сверхъестественная.
И источником этой сверхъестественной силы не является Бог, потому что маги не обращаются с молитвами к Творцу, а вызывают духов. Если же не Бог меняет естественный порядок вещей ради мага, то каждый обладающий разумом может ответить на вопрос, кто даёт волшебникам их силу. Именно его они вызывают, именно он способен менять и извращать обыденное.
Зачем это князю мира сего? О, магия может стать питательной почвой для многих пороков. Это могучее искушение властью, таинственной и пугающей, а ещё больше того искушение тайным знанием, якобы превозносящим мага над простыми смертными. Это повод и способ проявить жестокость на войне – как из страха перед вражескими волшебниками, так и руководствуясь стремлением обрушить всю магическую мощь на противника. Наконец, это искушение почувствовать себя практически Богом, оказаться по ту сторону законов и правил. И всё это – только крючок для продажи своей свободы и своего спасения врагу рода человеческого.
На сём можно было бы покончить с моим вопросом, но, как человек являет собой душу и тело, соединённые вместе, так и столь важные предметы следует рассматривать со стороны духовной и со стороны материальной, или практической.
С практической же точки зрения магия является источником опасного шарлатанства, мошеннических операций и прямого вреда. Завеса тайны над этой якобы наукой слишком выгодна любителям навести отнюдь не волшебного туману, продать подкрашенную воду под видом целебного зелья и яд под видом лекарства, а также тем, кто в обмен на фикцию берёт настоящие деньги и готов любое облачко обратить себе в мнимую заслугу.
Далее. Магия – это также неуправляемое оружие, и маг-практик подобен не артиллеристу, заряжающему и наводящему пушку, а человеку, держащему за уши волка и не знающему, на кого обратится бешеный зверь, если его отпустить.
Итак, подвергая свою душу и самую свою суть опасности, вредя окружающим и расшатывая устои общества, маг получает сомнительное и лживое преимущество. Нужно ли это, полезно ли это, благо ли это для человека и общества? Вы сами можете дать ответ.
В наши дни как будто бы стало небывалым делом поднять свой голос против изучения и применения магии, но, даже если это будет глас вопиющего в пустыне, я не могу молчать, не расходясь со своей совестью и пастырским долгом. Я должен поднять свой голос и призвать других людей – быть может, более праведных, чем я, но прежде всего понимающих весь ужас этой чумы нового века, – встать со мной рядом и не бояться насмешки, удивления или гнева. Не бояться сказать, что мы подобны жителям Салема и других мест, где велась борьба с этим пагубным пороком. Однако этот Новый Салем должен действовать законными методами и прежде всего – орудиями просвещения и гражданского долга. К этому я призываю всех вас.
Преподобный Сайлас Ллойд, 1776
Многим известна история Салемского процесса над ведьмами, но мало кто задумывается, что название «Салем» является сокращением от «Иерусалим». И, как и его прародитель в Святой Земле, сей малый Иерусалим стал местом действия бурных страстей и исторических событий.
Сегодня, когда исполняется восемьдесят три года со времени окончания суда над салемскими ведьмами, я, прочитав и услышав множество споров и ещё больше мнений о тех событиях, хочу задаться вопросом. Не о том, в чём действительно виновны казнённые или каковы были судьи, а вопросом более фундаментальным: грешно ли само колдовство.
После этих строк, возможно, одни будут возмущены столь кощунственной формулировкой, а другие скажут, что вопрос этот устарел в наш век. Однако не спешите! Разберём дело с самого начала.
Ни один знаток магии не смог прямо ответить мне, из какого источника берутся волшебные силы. Мы точно можем сказать, что это не врождённая способность, не естественное свойство человека, иначе магией владели бы если не многие, то определённое число людей, и это умение было твёрдо и ясно. Это не некая стихия, которую мы можем видеть или ощущать, как огонь либо воздух. И с определённой долей уверенности можно сказать, что магия – это сила, воздействующая на законы природы и изменяющая их. Она способна вызвать наводнение во время отлива, туман среди бела дня или же, как некоторые утверждают, даже поднять мёртвого. То есть это сила сверхъестественная.
И источником этой сверхъестественной силы не является Бог, потому что маги не обращаются с молитвами к Творцу, а вызывают духов. Если же не Бог меняет естественный порядок вещей ради мага, то каждый обладающий разумом может ответить на вопрос, кто даёт волшебникам их силу. Именно его они вызывают, именно он способен менять и извращать обыденное.
Зачем это князю мира сего? О, магия может стать питательной почвой для многих пороков. Это могучее искушение властью, таинственной и пугающей, а ещё больше того искушение тайным знанием, якобы превозносящим мага над простыми смертными. Это повод и способ проявить жестокость на войне – как из страха перед вражескими волшебниками, так и руководствуясь стремлением обрушить всю магическую мощь на противника. Наконец, это искушение почувствовать себя практически Богом, оказаться по ту сторону законов и правил. И всё это – только крючок для продажи своей свободы и своего спасения врагу рода человеческого.
На сём можно было бы покончить с моим вопросом, но, как человек являет собой душу и тело, соединённые вместе, так и столь важные предметы следует рассматривать со стороны духовной и со стороны материальной, или практической.
С практической же точки зрения магия является источником опасного шарлатанства, мошеннических операций и прямого вреда. Завеса тайны над этой якобы наукой слишком выгодна любителям навести отнюдь не волшебного туману, продать подкрашенную воду под видом целебного зелья и яд под видом лекарства, а также тем, кто в обмен на фикцию берёт настоящие деньги и готов любое облачко обратить себе в мнимую заслугу.
Далее. Магия – это также неуправляемое оружие, и маг-практик подобен не артиллеристу, заряжающему и наводящему пушку, а человеку, держащему за уши волка и не знающему, на кого обратится бешеный зверь, если его отпустить.
Итак, подвергая свою душу и самую свою суть опасности, вредя окружающим и расшатывая устои общества, маг получает сомнительное и лживое преимущество. Нужно ли это, полезно ли это, благо ли это для человека и общества? Вы сами можете дать ответ.
В наши дни как будто бы стало небывалым делом поднять свой голос против изучения и применения магии, но, даже если это будет глас вопиющего в пустыне, я не могу молчать, не расходясь со своей совестью и пастырским долгом. Я должен поднять свой голос и призвать других людей – быть может, более праведных, чем я, но прежде всего понимающих весь ужас этой чумы нового века, – встать со мной рядом и не бояться насмешки, удивления или гнева. Не бояться сказать, что мы подобны жителям Салема и других мест, где велась борьба с этим пагубным пороком. Однако этот Новый Салем должен действовать законными методами и прежде всего – орудиями просвещения и гражданского долга. К этому я призываю всех вас.
Преподобный Сайлас Ллойд, 1776