21:55 

Медицина 18 века

Св.
пренебречь, вальсируем
В 18 веке медицина зарабатывала статус уважаемой профессии. Профессиональные врачи входили в ряды высших классов колониальной Америки; медицина была одним из немногих прибыльных занятий, приличных для джентльмена. Врачи получали образование в университетах, преимущественно европейских, или в результате многолетнего ученичества у более опытного врача; среди американцев было больше вторых, так как учеба в Европе стоила дорого. Дорого стоили и услуги настоящего врача. Куда дешевле было обратиться к цирюльнику, который обычно умел пускать кровь, аптекарю, который мог продать лечебные травки, не отходя от кассы, или знахарке с ее бабушкиными рецептами.

Медицинские подходы опирались в большей степени на теории философского толка, чем на практические наблюдения и эксперименты. Главной целью медицинских теоретиков было классифицировать все болезни и найти единый принцип, единую причину их возникновения. Теории сменяли одна другую, и разные теоретические позиции вызывали бурные дебаты между медицинскими школами.

Одна теория утверждала, что болезни разносятся воздухом и водой, и следовало всеми силами избегать сквозняков и влаги; а значит, не проветривать дома и как можно реже мыться. Другая - что болезней всего две: стения, то есть чрезмерное возбуждение нервной системы, и астения, подавленность нервной системы. Третья - что все болезни, и физические, и психические, вызываются дисбалансом нервной системы, и ее следует приводить в равновесие, например, выпусканием ненужных жидкостей. Были и теоретические школы, обращавшиеся в поисках объяснений к принципам физики и химии, но они не пользовались особой популярностью в практической медицине и сами не злоупотребляли лечением настоящих пациентов.

Методы лечения следовали из теорий или из многолетней философской традиции, уходившей корнями в средневековую алхимию, а то и в античность. Так, было принято “простуду кормить, а лихорадку морить голодом”: считалось, что при простуде температура тела падает сама по себе, и его надо согревать едой и питьем. А вот высокую температуру нужно сбивать, лишая тело топлива, чтобы сжигающий его огонь угас. При теории стении/астении использовались всего два лекарства: стимулянт - алкоголь, и успокоительное - опиум.

Отдельного внимания заслуживает так называемая “героическая медицина”. В отличие от мягких методов лечения - порошков и диет, которые действовали медленно, если действовали вообще, “героические” врачи стремились вызвать быстрый и заметный эффект. В их работе необходимо было продемонстрировать, что лечение сильнее болезни. Например, искусственное вызывание болезненных волдырей использовалось для лечения многих болезней, несмотря на риск гангрены от “лекарства”. Но самыми популярными средствами были, конечно, кровопускание и чистка организма. Кровопускание делалось с помощью скальпеля, пиявок или “искусственной пиявки” - специального устройства. Чистка проводилась рвотным и слабительным (обычно каломелью - раствором хлорида ртути), или клизмой. И то и другое должно было вывести дурную кровь и другие вещества из организма и привести его в равновесие.

Психические заболевания обычно лечились примерно теми же методами, с добавлением связывания и щедрых доз опиума. Если лечение не помогало, больных, которым повезло с родственниками, запирали подальше от людей, а тех, кому не повезло, отправляли в дома сумасшедших, где они содержались в кандалах; порой туда ходила честная публика поглазеть за умеренную плату.

Раны от огнестрельного и холодного оружия лечились примерно одинаково: врач старался извлечь посторонние тела - пули и кусочки ткани, которые могли попасть в рану, промывал рану и оставлял ее открытой или под свободными бинтами, чтобы выпустить дурную кровь и гной. Поскольку о стерилизации и дезинфекции еще не знали, раны часто загнивали и требовали ампутации.

Знахарки и повивальные бабки, не имевшие теоретической подготовки, но учившиеся на опыте предыдущих поколений и своем собственном, нередко предлагали куда более эффективное лечение, чем доктора с дипломом. Их методы - настои из трав, примочки и диеты - если и не помогали, то не могли повредить; однако очень часто они оказывались полезными. Аптекари тоже неплохо разбирались в таких “мягких” средствах, хотя среди их порошков и микстур встречалось куда больше ртути и опиума. Тем не менее, на аптекарей врачи просто посматривали свысока - и вслед за ними образованные высшие слои общества - а знахарок громко не одобряли и объявляли их методы шарлатанством, а то и ведовством. Хотя в Америке охота на ведьм никогда не буйствовала так сильно, как в Европе, а к 18 веку везде вышла из моды, женщины, лечащие других, да еще и успешно, продолжали вызывать подозрения.

Некоторые знахарки, конечно, добавляли к своим настоям и примочкам заговоры и магические талисманы; кто знает, что приносило исцеление - травы или чары? Многие самозваные волшебники, бродившие по городам и показывавшие “чудеса” на базарах, продавали чудодейственные зелья и амулеты, а то и предлагали навестить больного и одним взмахом руки избавить его от болезни. Конечно, в такие глупости верили только необразованные или чересчур впечатлительные люди; с другой стороны - кто ее знает, эту магию?


@темы: матчасть

   

Чудеса великие и малые

главная